детская игровая группа -колечко-  г.Находка 
  игровая группа -колечко- детская игровая группа
-КОЛЕЧКО-
 
  КТО МЫ ..
  ДЛЯ КОГО МЫ ..
  ЧТО УМЕЕМ ..
  НАШИ ПЛАНЫ ..
  КАК НАС НАЙТИ ..
  НОВОСТИ ..
  о нас пишут ..
  мы пишем ::
     
  ex libris ..
     
  с т а т ь и 
  
  

  
 Школа Праздников - для родителей и детей ::
  -- Доклад М.Головановой на педагогических чтениях "Гуманная педагогика - путь преображения человека и мира. 25.03.2005, Морской Гос.Университет, Владивосток.

"Школа Праздников" - не слишком ли претенциозно? Да - если понимать под этим вечные праздники в школе. Нет - если увидеть, что праздники тоже могут быть школой.

С 1992 по 2001 гг. я работала с классом вальдорфской ориентации "София" в Находке. И работа с родителями сразу заняла важное место в образовательном процессе.

Поначалу я двигалась интуитивно, хотя уже понимала, что без родителей образовательный процесс становится ущербным. А потом лишь, на вальдорфских семинарах, узнала, что "учитель - ученики - родители" (правильнее было бы написать это по кругу, иначе пропадает связка "учитель - родители" и "родители - учитель") - это та "тренога", на которой держится вся школа. Тогда к работе с родителями я стала подходить осознанно.

Как объединить взрослых людей? Конечно, выбрав наш класс для своего ребёнка, тем самым они уже вошли в общий круг. Но теперь встала задача совместной работы - надо было создать своего рода чашу, в которой могло появиться (реально, а не формально) такое явление, как "класс вальдорфской ориентации".

Стержнем работы с родителями стали Праздники года. Постепенно, от класса к классу, определился круг Праздников и традиции их проведения. Годовой круг открывался Праздником начала учебного года, в октябре отмечался День Михаила с его идеей борьбы Добра со Злом, в ноябре - Праздник Фонариков, посвящённый наступлению зимы, в декабре - Рождество, в феврале - Масленица, весной - Пасха; завершался годовой круг "выпускным" праздником. Со временем, по мере взросления детей и накопления опыта, список праздников пополнялся: в 7-м классе появилась Троица; а в 8-м, когда это потребовалось романтическим настроениям детей - день Валентина. Каждый Праздник имел свои особенности: радость встречи после долгих летних каникул и эмоциональный импульс на весь учебный год; приобщение к битве Михаила с Драконом; таинственное мерцание тёплого света фонариков в сгущающемся холоде ночи, когда мы несли свои фонарики от школы до дома; запах цедры и корицы и ожидание рождественских подарков; щедрое масленичное веселье; скорбь смерти и радость весеннего пасхального воскресения; наконец, заслуженная гордость плодами трудов своих на празднике завершения года. Но в каждом празднике было и неизменное - например, праздничный стол: за красивые столы со скатертями, с домашней (обязательно!) выпечкой усаживались вперемежку дети и взрослые (как трудно было добиться того, чтобы все взрослые сели за общий стол!); все брались за руки, образуя круг, зажигалась свеча, торжественно произносились благодарственные слова - и после этого все отдавали дань творениям умелых маминых рук. К такому порядку быстро привыкали и гости; благодаря ему за столом создавалось особенное праздничное настроение. Конечно, потом дети устраивали беготню, взрослые судачили за чашечкой чая - но настроение уже не исчезало.

Внешняя форма проведения Праздников установилась достаточно быстро. Вначале был небольшой концерт, где демонстрировались детские достижения; затем спектакль силами детей (кстати, костюмы - тоже дело рук родителей), затем праздничный стол, совместные игры; в конце - общая уборка и прощание. А вот к Рождеству спектакль ставили обязательно родители. Мы тоже "росли" год от года: если поначалу мы обходились отдельными сценами и почти без костюмов, то к 9-му классу уже сделали полный спектакль - с костюмами, мизансценами, музыкальным сопровождением и песнями (не под фонограмму!). Да и подарки детям делали сами, своими руками.

Труднее всего, на мой взгляд, было изменять содержание Праздника в соответствии с возрастом детей. Например, если в 1-м и 2-м классах они с удовольствием играют в гномов, то уже в 3-м начинают относиться к ним скептически - и нужен какой-то новый ход, чтобы Праздник открылся другой стороной и воодушевил всех заново, и детей, и взрослых. Кстати, успех Праздника во многом зависит от того, как его воспринимают родители. Как только они взглянули на гномов не просто как на весёлых бородатых старичков из рекламы шоколада, а как на духов природы (все тут же вспомнили истории про домовых и т.п., в том числе из личного опыта) - Праздник сразу "пошёл"; т.к. дети моментально отреагировали на душевный настрой своих родителей.

Некоторые Праздники без родителей вообще не состоялись бы - праздники начала и окончания учебного года, праздники, связанные с выездом на природу (Масленица, Троица, осенний поход). Например, к Празднику окончания учебного года родители переплетали те "учебники" по предметам, которые вели дети весь год - и каждый ребёнок получал в конце года подарок: увесистый том своих трудов, с рисунками, записями, старательным (или не очень) оформлением.

Не все могли выдержать такую нагрузку; некоторые "сходили с дистанции" - и сразу "сходили с дистанции" их дети! Это было очень хорошо видно - если родители принимали идею и работали на её воплощение, то и их дети активно работали в классе (хотя об успеваемости на собраниях мы говорили не так уж часто, слишком много было других вопросов); а если нет - то и дети были вялыми и жизни класса душой не принадлежали.

Не сразу, но сплочение родителей происходило. Очень яркий показатель совместной работы - родительские собрания. Это - та часть "айсберга", что находится вне поля зрения, но без которой не состоится и праздник. Зачастую один Праздник требовал подготовительной работы на нескольких собраниях (не считая репетиций). А в какой-то момент мы поняли, что собираться 2 раза в месяц и заседать по 3-4 часа просто невозможно; и тогда, по предложению одной из мам, стали собираться каждую неделю, но на 2 часа (где вы ещё видели таких родителей?). И нам всегда было что обсудить: были вопросы как текущие (ремонт, быт, организация очередного праздника, мониторинг образовательного процесса и др.), так и "глобальные" (например, угроза закрытия класса; или - совместное чтение и разбор литературы по вальдорфской педагогике; или - обсуждение конфликтной ситуации в классе и др.)

Конечно, можно сказать, что Америки я здесь не открыла - работа с родителями нужна, и в советское время велась достаточно чётко, да и сейчас есть учителя или школы, которые такую работу проводят. Спорить не буду - действительно, у учителей, что называется, "от Бога", так было и есть - и собрания, и праздники, и походы, и прочее. Но всё дело в том, что они действуют, исходя из своей педагогической интуиции. А сегодня этого уже мало - сейчас нужно работать сознательно; а для этого необходима идея, способная сплотить взрослых и детей, воодушевить их на совместную работу.

Благодаря Праздникам мы многому смогли научиться; но главным я могу назвать осознание триады "родители - дети - учитель" как фундамента школы. Учителя, сойдите со своего пьедестала! Лишь тогда можно будет найти здоровое основание для совместной работы с родителями. Родители, пробудитесь! Без вас образовательный процесс перекошен. Родители и учителя, объединяйтесь! Только так можно будет поставить на ноги и школу, и своих детей!

 

P.S. Совместно с этим докладом на конференции был представлен видеофильм "София моя", продолжительностью 25 мин.

  
    в -колечке- сочиняют
 

  М.Голованова.
Школа Праздников

 ©2003-2005 {D&M}'G
Hosted by uCoz