детская игровая группа -колечко-  г.Находка 
  игровая группа -колечко- детская игровая группа
-КОЛЕЧКО-
 
  КТО МЫ ..
  ДЛЯ КОГО МЫ ..
  ЧТО УМЕЕМ ..
  НАШИ ПЛАНЫ ..
  КАК НАС НАЙТИ ..
  НОВОСТИ ..
  о нас пишут ..
     
  ex libris ::
     
  e x l i b r i s   
  
  
душевная 'вальдорфская' кукла

  
 СТУПЕНИ ИГРЫ ::
  -- (Из книги Фрейи Яффке "Игрушки, сделанные родителями", Штуттгарт, 1989. Перевод с немецкого).

ВОЗРАСТ ДО ТРЁХ ЛЕТ.

В течение первой ступени игры ребёнок должен, прежде всего, научиться владеть собственным телом. При этом большую роль играют подражание, привычка и неосознанное постоянное повторение. С удивительной неутомимостью ребёнок стремится к вертикальному положению, и его не смущают никакие неудачи. Без очевидного внешнего принуждения, только лишь подражая окружающим его взрослым, он преследует цель: выпрямиться и двигаться вперёд и таким образом вступает в совершенно новые отношения с пространственными измерениями. Подобным образом он овладевает языком, а с языком - и задатками мышления. После этого овладения своим собственным телом и всеми теми предметами, до которых только можно дотронуться, дотянуться, ребёнок начинает сопровождать мать во время её домашних дел. Так ребёнок достигает второй фазы подражательного обучения, в которой он в большей степени начинает выбирать сам, всё меньше сообразуясь с примером, причём личные отношения к конкретным взрослым приобретают судьбоносное значение. Действия взрослого воспринимаются не осознанно, а "любовно".

Сначала ребёнок ограничивается подражательной деятельностью, которая, казалось бы, не имеет смысла. Он идёт по комнате, как мама, берёт в руки только что положенные ею предметы и тут же оставляет их в другом месте. Он наполняет свою корзинку или тележку строительным материалом, как мама наполняет корзинку картофелем. Но ему явно недостаточно однократного наполнения, иначе он не опустошал бы корзину с возрастающим усердием. То, что он ещё не понимает смысла действия, видно по тому, что орудуя - ему позволили - веником и тряпкой, забираясь, точно так же, как мать, в углы и под шкаф, он не убирает и чуточки грязи.

В то время, когда ребёнок играет один или со своими братьями и сёстрами, он с увлечением снова и снова строит башню из чурок такой высоты, пока она не опрокидывается, или наполняет в песочнице ведёрко и снова опустошает его, причём с заметной радостью позволяет песку струиться по его ногам или сквозь пальцы, точно так же он ведёт себя около бассейна. Если ребёнок 2-3 лет принимает участие в игре "в дочки -матери" со старшими братьями и сёстрами, то здесь тоже видно, что он пока не понимает сути игры детей более старшей ступени, а именно - перенос действий взрослых в "как будто игру". Так, он на самом деле ест траву, имитирующую салат, или "пудинг" из песка.

Уже эти немногочисленные примеры ясно показывают, в какой степени ребёнок связывает свою деятельность с напряжением, серьёзностью и усердием, что включает, разумеется, и восторг, и желание, и радость. И можно понять, как ребёнок, обучаясь чему-то, совершает это с помощью подражания. У детей, которые в этом раннем возрасте не могут учиться через подражание, а приводятся к определённым моделям поведения долговременным апеллированием к их разуму и "дрилем" ("натаскиванием"), можно наблюдать, что уже на четвёртом году жизни они почти не проявляют никакой инициативы к игре, с трудом вступают в контакт с товарищами по игре и имеют бледный цвет лица.

 

ВОЗРАСТ ОТ ТРЕТЬЕГО ДО ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

Во время второй ступени ( можно назвать её также возрастом фантазии), от третьего до пятого года жизни, в ребёнке снова появляются совершенно новые способности. Вся та интенсивность, которая до сих пор использовалась для выпрямления, для того, чтобы принять вертикальное положение, ходить, говорить, начать мыслить --находит теперь новое поле применения. Сначала некоторые примеры:

Четырёхлетний ребёнок видит, как мать стирает. Он приносит пустую корзину, насыпает на дно жёлуди и каштаны (вместо стирального порошка), достаёт несколько кусков ткани и тоже "стирает". Через некоторое время он собирает жёлуди и каштаны в одно из полотнищ и закидывает на плечи, как мешок. Тяжёлыми шагами, сгорбившись, он подходит к маме и предлагает ей уголь. Его выгружают, а поверх козины свободно набрасывают полотнище. Получилась "ванна". Теперь можно купать куклу, используя каштан вместо мыла. Потом эта же материя служит полотенцем, а жёлудь - бутылочкой с молоком.

Другой ребёнок четырёх лет находит среди дров для камина сук, расколотый пополам. Ему кажется, что он похож на утюг. Маленький круглый сучок - увлажнитель для белья. С помощью другого круглого сучка утюг и увлажнитель превращаются в паровой каток. Ещё через какое-то время перевёрнутый "каток" превращается в лодку со штурманом и капитаном. Теперь это центр, вокруг которого устраивают эллинг и порт.

Этих примеров наверняка достаточно для того, чтобы показать, что характерно для этой возрастной ступени. Пожалуй, больше всего здесь бросается в глаза та способность ребёнка, которая позволяет ему превратить простые незамысловатые вещи в предметы из его житейской сферы: чурка/утюг; каштан/мыло. Его действия или игра есть подражание ежедневным наблюдениям, причём постоянно меняющимся, открывающим что-то новое. Это подражание, не обусловленное какой-либо целью. Речь здесь ни в коем случае не идёт о несконцентрированной игре, но о чрезвычайно сокровенном привлечении детской производительности, т.е. творческой фантазии.

 

ПЯТЬ - СЕМЬ ЛЕТ.

Третья ступень примечательна тем, что побуждение к действию исходит теперь не извне, например, из мира предметов, как это происходило в описанной выше фазе, а во всё возрастающей степени от самого ребёнка. Правда, игра его ещё ориентируется на мир деятельности взрослых, но прежде чем ребёнок принимается за игровую деятельность, в нём возникает образ, представление о том, что ему хотелось бы делать.

Например, четверо детей пяти с половиной и шести лет собралиь поиграть "в дочки-матери". Они договариваются, кто будет исполнять ту или иную роль. Когда "мама" хочет накрыть на стол, ей нужны настоящие чашки, блюдца, кофейник и молочник впридачу к уже имеющимся деревянным тарелкам. В корзинке с тонкими деревянными кружочками и маленькими сучками она находит то, что искала. Во время трапезы вдруг возникает новая идея: квартиру нужно переделать в больницу. Об этом у детей явно существует отчётливое воспоминание. После того, как сдвинута мебель, вследствие чего возникают кабинет и комната для ожидающих, переходят к мелочам. Например, шприцы, фонендоскопы, перевязочный материал, пузырьки с лекарствами изготавливаются простейшим способом из палок, лоскутов ткани и тесёмок. Одних "больных" осторожно укладывают, а от оставшихся и ожидающих своей очереди "отделываются" с помощью "иллюстрированных журналов", свёрнутых из кусков ткани.

Другая группа детей пяти с половиной - шести лет из сучьев, кусков коры, еловых шишек, гальки и незамысловатых фигурок людей и животных, вырезанных из дерева, строит на полу крестьянский дом с коровниками, колодцами, пастбищами и полями. Дети уютно обставляют комнаты, ведут пастуха с его овцами на пастбище. Ребята могут продолжать строительство в течение многих дней. Они дополняют здесь, изменяют там, потому что образы, живущие у них в глубине души, постоянно изменяются и уже не соответствуют сделанному вначале.

Фантазия второй ступени, которая била через край и постоянно побуждала ребёнка к новой деятельности, теперь, будучи пронизанной представлениями, всё больше проявляется в целенаправленных действиях. Например, теперь дети любят выдумывать маленькие сюжетные истории, которые они разыгрывают для других детей с куклами или сами, переодевшись с помощью кусков ткани. Особенно ярко фантазия детей проявляется при работе с пчелиным воском или глиной, при выполнении простейших работ по рукоделию, при рисовании как жидкими акварельными красками, так и восковыми мелками.

В качестве резюме по трём ступеням можно сказать, что ребёнок приблизительно до шестого года жизни покоряет мир посредством деятельной игры, делая это каждый раз по-новому. Эта бурная деятельность открывает ребёнку изобилие восприятий, чувственных впечатлений, разумных взаимосвязей и, наконец, представлений, опыта, сведений. Это обучение отмечено универсальностью, которая становится доступной пониманию взрослого с помощью тщательного наблюдения, осуществляемомго шаг за шагом. При этом важно, чтобы ребёнок мог пройти по каждой из этих ступеней описанным образом, а не тормозился в своём многостороннем развитии слишком ранним обращением к его памяти и абстракциями.

  
    в -колечке- читают
 

  ступени игры
  making dolls

 ©2003 {D&M}'G
Hosted by uCoz